Страничка психолога

График  работы психолога

 гимназии №20:

Кабинет № 42а, здание начальной школы, 4 этаж. 

Психолог: Обухова Надежда Сергеевна.

Понедельник:10.30 – 15.00

Вторник:10.30 – 15.00

Среда:  12.30– 18.00.  

 Четверг – методический день. 

 Пятница:  11.30 - 15.00

Уважаемые родители!

В среду, с 15.00 до 18.00 вы можете обсудить с психологом все интересующие вас вопросы. Записываться на консультацию надо заранее.

Листок для записи на консультацию к психологу находится на столе у охранника в здании начальной школы.http://preocentr.ru/o-centre-cpmss-preobrajenie/-spetsialisty-tsentra/-otdelenie-psih-soprovozhdenija/396-obuhova-nadezhda-sergeevna-pedagog-psiholog.html

 

       РЕЖИМ ДНЯ ПЕРВОКЛАССНИКА

 

В какое время у вашего сына или дочки начина­ются школьные занятия? В 8:00 или в 8:30? Про­сыпаться ребенку нужно за час до выхода из дома (за­ранее спланируйте дорогу, узнайте, сколько времени она занимает, и добавьте 10 % от этого времени на непредвиденные обстоятельства). Утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы проснуться, не спеша собраться, обсудить с вами предстоящий день и позавтракать. Желательно сделать 10 - минутную зарядку, это поможет стряхнуть остатки сонливости. Однако делать ее он будет только в том случае, если мама или папа либо выполняют упражнения вместе с ним, либо доброжелательно и мягко напо­минают ему об этом систематически (а не от случая к случаю, в зависимости от настроения).

Если ваш ребенок ест по утрам плохо, постарайтесь на завтрак приготовить то, что он любит, лучше оговорить меню еще вечером. Дорога к школе должнавключать 10—15минут пешей прогулки.

    Математика, чтение, письмо, рисование (или труд, или музыка)... Уроки закончились. Казалось бы, четыре урока — совсем небольшая нагрузка для первоклассника. Однако по данным «Вестника образования России» за 2003 год, 37,5 % первоклассников обычной школы заканчивают учебный день с признаками сильного утомления. Среди первоклассников- гимназистов их 40%.

 

 

      Распространенная ошибка родителей: пришел из школы, пообедал — садись делать уроки. Утомление от школьных  занятий еще не прошло, а после обеда лучший отдых для ребенка — это сон. Особенно если у вашего малыша ослабленное здоровье, или он недавно перенес какое - либо заболевание. Есть дети, которые категорически отказываются спать днем. Тогда возможен другой вариант восстановления сил после учебного дня — это прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми. Ребенок должен гулять не менее трех с половиной часов.

Максимальная работоспособность человека (и первоклассника в том числе) приходится на период с 10 до 13 часов. К 14:00 она снижается. А с 16:00 до 19:00 снова происходит повышение работоспособности, которая затем снижается к 20:00. Наилучшее время для выполнения домашнего задания 16—17часов. Однако у каждого ребенка может быть свой график работоспособности, и заботливые родители, наблюдая за ребенком и обсуждая с ним этот вопрос, могут легко нарисовать его собственный график работоспособности (по времени суток, по дням недели).  Продолжительность занятия не должна превышать 25—30 минут, при этом необходимо делать перерывы на разминку.

В возрасте шести - семи лет ребенок должен есть каждые 3—4 часа. Если обед у вашего сына или дочки в 13:00 или в 13:30, то примерно в 16:30 должен быть полдник (например, сок, молоко или с печеньем, булочкой).

Выбирая кружки для ребенка, определите, что  именно интересно ему, какое количество занятий он сможет посещать без ущерба для здоровья,  и (что немаловажно) сколько времени займет дорога. Возможно, что поступление в обычную и музыкальную  школу в один год будет слишком большой нагрузкой для  ребенка. Возможно, имеет смысл перенести какие – то  занятия на год позже, когда ребенок окрепнет  физически и адаптируется к школе.

Очень важно, чтобы в режиме дня у ребенка  нашлось время для игр и любимых занятий. Просмотр телевизионных передач не заменит игры, которая еще  необходима для  развития шести – семилетнего ребенка. Чрезмерное увлечение телевизором и компь­ютером небезопасно. Это большая зрительная и эмоциональная нагрузка, которая зачастую заменяет собой общение с родителями, друзьями, тормозит развитие познавательной активности ребенка. Содержание теле­передач, длительность их просмотра, а также время на компьютерные игры у дошкольника и первоклассни­ка, несомненно, регулируются взрослыми. У вас все­гда есть возможность подобрать репертуар детских фильмов, сказок и мультфильмов на свое усмотрение. Телевизор лучше смотреть с расстояния 2—5 метров в слегка освещенной комнате.

Найдите время вечером и пообщайтесь со своим ребенком, обсудите, как обстоят его дела в школе. Похвалите за любые успехи. Помогите исправить то, что не получилось. Своей доброжелательностью вы создаете настрой у ребенка на следующий день.

 

 

И вот выходной. Можно поспать подольше, особенно если в течение учебной недели ребенок недосыпает. Если у первоклассника два выходных (и субботаи воскресенье), постарайтесь, чтобы один день был полностью освобожден от уроков. Для выполнения домашних заданий отведите первую половину дня, когда работоспособность ребенка достаточно высокая. Помните, что во всем нужна мера: не увлекайтесь ре­шением примеров и тренировкой техники чтения. Постарайтесь заинтересовать ребенка, чередуйте за­нятия с играми. В выходной день желательно погулять 5 – 6  часов. Прекрасно, если это будет лыжная или велосипедная прогулка, катание на санках или коньках.   Посещение музея или театра тоже лучше совершить в выходной день. Но режим питания и отход ко сну нарушать нельзя.

  И снова утро. Звенит будильник. А до школы еще час или полтора…

 

ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

В чем-то все первоклассники похожи между собой. Ведь для любого ребенка поступление в школу — событие чрезвычайно значимое. И при этом все они разные. Один быстро привыкает к новой обстановке и новым требованиям, у другого процесс адаптации затягивается. Вот эта девочка с радостью каждый день идет в школу, а ее одноклассница постоянно озабочена: так ли я сделала домашнее задание? Почему учительница сегодня меня не спросила? Почему ко мне плохо относятся в классе?  и т п.

Негативные переживания, опасения ребенка по поводу разных сторон школьной жизни могут стать очень интенсивными и устойчивыми. Специалистами такие эмоциональные нарушения обозначаются по-разному. Термин «школьный невроз» используют, когда у школьника отмечаются «беспричинные» рвоты, повышение температуры, головные боли... Причем именно по утрам, когда нужно собираться в школу. В каникулы такие симптомы почему-то исчезают.

      «Школьная фобия» обозначает крайнюю форму страха перед посещением школы. Она может и не сопровождаться телесными симптомами, но без медицинской помощи в таком случае обойтись трудно. А школьная тревожность? Это сравнительно «мягкая» форма эмоционального неблагополучия. Но она может перерасти и в гораздо более серьезную форму.

В чем причины школьной тревожности?

Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической организацией школьника.Не в последнюю очередь — особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (все нужно делать только на «отлично»). У некоторых детей страхи и нежелание ходить в школу вызваны самой системой обучения, в том числе несправедливым или нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть школьники с самой разной успеваемостью.

Известный психолог А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе.

•    Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению.

 

•    Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.

 

•  Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.

 

•  На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.

 

• При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.

 

 

Школьная тревожность свойственна детям  разных школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т. п.

Психологами разработаны программы коррекционнойработы с такими детьми. Это могут быть индивидуальныеи групповые занятия. Занятия формируют у ребенка конструктивные навыки поведения в трудных ситуациях. Преодолевается его стремление действовать всегда и везде поправилам. Он обучается доступным способам снятия излишней тревоги, напряжения, учится расслабляться и т. д.

Еще важно научить тревожного ребенка самостоятельно оценивать результаты своей деятельности и доверять собственным оценкам. Некоторым детям нужно помочь овладеть недостающими учебными умениями, восполнить пробелы в усвоении школьной программы.

Кроме того, психолог обязательно даст рекомендации и родителям и педагогам. В их силах помочь тревожному школьнику изменить свое отношение к успеху и неудаче, к оценкам со стороны взрослых и детей.

 

 

 

 

УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

 

  Кажется, что связь между самостоятельностью ребен­ка в быту и учебной самостоятельностью самая прямая. Чем раньше он научится обслуживать себя, устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, следовать опре­деленным правилам, тем легче ему будет приспособиться к школьным требованиям. На деле это может оказаться не совсем так.

Иной дошкольник вполне самостоятелен и дома, и в дет­ском саду. Сам одевается-раздевается, легко заводит друж­бу с незнакомыми детьми на детской площадке или на даче, помогает маме по дому, разбирается в папиных ин­струментах, может даже один сходить в магазин...

А в школе? Неожиданно для себя вы слышите от учи­теля, что ваш первоклассник пассивен, на уроке его при­ходится постоянно побуждать к работе, он не может сам записать домашнее задание... Такое расхождение связано с тем, что самостоятельность житейская и самостоятель­ность учебная — понятия далеко не совпадающие. Что же такое учебная самостоятельность?

Вот мнение Н. Ф. Виноградовой, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования. Самостоятельность школьника— это «уме­ние ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне» («Делай вот это...», «Делай вот так...»). Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуж­дению («Я хочу это сделать...», «Мне нужно это сделать...», «Мне интересно это делать...»). То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, иници­атива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого — в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой.

 

О чем стоит задуматься?

•        Не слишком ли часто мы даем понять ребенку: ты мал, ты глуп, не умеешь того, не знаешь этого? Не слиш­ком ли часто оговариваем его («Не лезь в разговоры взрослых», «Это не твоего ума дело»)?

 

•        Не пытаемся ли мы контролировать каждый шаг рас­тущего ребенка? К чему может привести этот тоталь­ный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; если что-то не получается, перекла­дывает свою вину на взрослого — мама не напомни­ла, бабушка не уследила... Может, стоит спросить сво­его первоклассника: «Ты пришел из школы. Что бу­дешь делать сначала, что потом?»; «У тебя что-то не получается с домашними заданиями. Что будешь де­лать?» (варианты: сделать то, что получается, позво­нить однокласснику, отложить до прихода родителей и т. д.); «У тебя завтра диктант по русскому. Что нуж­но повторить в первую очередь?»; «Ты на контрольной по математике. С чего начнешь, о чем нужно помнить? Как будешь себя проверять?» Не ждите, что ребенок сразу предложит конструктивный ход действий. Важно дать ему понять, что успех зависит прежде всего от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий.

•       Некоторые педагоги предлагают своим ученикам па­мятки по выполнению различных видов заданий. На­пример, как выполнять упражнение по русскому язы­ку, как выучить новое правило, как решать незнако­мую задачу, как заучивать новые слова, как делать работу над ошибками... Если у вас нет готовых алго­ритмов, попробуйте сами составить их вместе с ребен­ком. Предложите ему записать порядок действий (можно в виде схемы, с помощью рисунков), а затем повесьте этот лист над его рабочим столом. Некото­рые схемы помогут и на обычном уроке, и в прове­рочных работах.

 

•       Очень важно воспитывать у ребенка навык самоконт­роля в учебной деятельности: как проверить правиль­ность математических вычислений, как сверить по словарю написание отдельного слова, как узнать, хо­рошо ли запомнил содержание учебного параграфа... Схемы самопроверки тоже полезно иметь всегда под рукой - и дома и на уроке.

 

•       Хвалите своего школьника за любую инициативу, про­явленную при выполнении учебных заданий: решил задачу необычным способом, сам нашел дополнитель­ный материал при подготовке к уроку, открыл новый способ запоминания и т. д.